История Покровского собора города Тамбова

Под Покровом Божией Матери
(Из истории Покровского собора города Тамбова и славных имен его служителей)

«Сила Вышняго осеняет с верою и благоговением
прибегающих к Твоему Всечестному Покрову…»
(3 икос акафиста Покрову Пресвятой Богородицы)

Если обратиться к истории Покровского собора города Тамбова и его прихода, то именно эти слова акафиста Покрова Пресвятой Богородицы очень точно будут характеризовать то основное предназначение, которое этот древний собор и его приход осуществляли веками.

На Руси в честь важных событий, определяющих судьбы людей, всегда возводили храмы, которые были призваны сохранять, в том числе, и благодарную историческую память людей. Первостроители будущего города Тамбова видели смысл в преображении окраины России, именуемой «диким полем», в цветущий сад, дающий благодатный плод.

Поэтому и назван был первый храм крепости Тамбов, заложенный на праздник Святой Пасхи Господней, Преображенским. Именно он с этого времени стал олицетворением сердца города Тамбова. А 1 (14) октября 1637 года, через год после начала градостроительных работ, в день Покрова Пресвятой Богородицы новый город был освящен [1]. Для освящения города был выбран именно праздник Покрова, и это было не случайно. Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы был связан с чудом, когда Божия Матерь защитила от набега врагов своим Покровом столицу мира – Царьград Константинополь, сохранив тем самым престол Вселенского Константинопольского Патриарха, и спасла символ твердыни Православной веры. Этот праздник получил большое почитание в России, где в городах обязательно стали строить храмы Покрова, которые и становились символами защиты от набегов иноверцев. Яркими примерами тому могут являться Покровский собор на реке Нерли и Покровский собор на Красной площади в Москве, более известный как собор Василия Блаженного.

История и значение этих храмов убеждают в том, что храмы Покрова строились в ознаменование особых событий и становились символами и памятниками городов, областей, а иногда и целого государства. В то же время Покров Пресвятой Богородицы становился не только отображением религиозного сознания, но и живым ожиданием реальной помощи в трудной судьбе пограничных городов. Подобные чаяния были связаны и с историей Покровского собора города Тамбова, который, видимо, был возведен в память освящения города. Как известно, в православной традиции днем святого Ангела для человека является день его крещения, говоря же о целом городе, можно сказать, что днем его духовного рождения является день освящения. Видимым же символом небесной защиты города Тамбова стала построенная Покровская церковь. Интересным подтверждением сказанному является и то, что храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тамбове был построен с южной стороны крепости, откуда чаще всего и шла опасность нападения татар. Историческая память тамбовчан сохранила красивую легенду, из которой следует, что первым жителям Тамбова явилась Божия Матерь и повелела именно на этом месте построить церковь во имя Ее Покрова.

В последующие века, когда исчезает реальная военная угроза и Тамбов становится мирным городом, у храма Покрова появляются новые функции. В XVII – XIX веках расширение Тамбова в основном шло на юг, вдоль реки Цны, при этом храм Покрова становился главной строительной доминантой и центром общественной жизни этой части города. Это подтверждает тот факт, что вместо старой сгоревшей деревянной церкви в 1763 году была заложена каменная Покровская церковь. Строительство храма велось при известном Тамбовском архиерее – епископе Пахомии (Симанском, на Тамбовской кафедре 1758 – 1766 гг.) [2]. Именно он один из первых начал привносить в Тамбов новые стилевые архитектурные веяния, которые и стали оформлять облик города как губернского центра. Храм Покрова, в данном случае, является отражением этого интересного процесса, а стилевые приемы, воплощенные впервые в Покровском соборе, и сегодня являют нам эту особую воздушность, придающую храму образ корабля, парящего над городом.

По сути, этот храм стал первой в городе приходской церковью, построенной в камне и до настоящего дня сохранившей свои основные стилевые особенности. Как известно, Преображенский кафедральный собор, на много раньше заложенный святителем Питиримом в камне, долгое время строился и на протяжении нескольких веков претерпевал изменения и перестройки.

О том, что в Тамбове этот каменный Покровский храм всегда считали одним из самых древних, свидетельствует и празднование в 1898 году 200-летия со дня кончины святителя Питирима, когда была отслужена праздничная Литургия специально в Старо-Покровской церкви, как одной из ближайших церквей по времени существования к периоду жизни святителя Питирима [3].

О значении, которое придавали Покровскому храму в городе, говорит и то, что в честь него издревле были названы – Покровская слобода, Покровская улица и площадь, а также село Покрово-Пригородное, куда в середине XIX века и были переселены крестьяне Покровской слободы, и названы даже такие учебные заведения, как первое в Тамбове Покровское сельское училище и Покровская церковно-приходская школа.

Со времени основания города Тамбова население в нем распределялось по специальностям. Здесь жили казаки, стрельцы, пушкари, кузнецы, ямщики и «тяглые жилецкие люди». Все они были расселены в слободах, которые размещались за крепостными стенами: в Пушкарской, Полковой, Панской, Стрелецкой и Покровской слободах [4]. В таком интересном распределении названий Тамбовских слобод видна даже некая символичность: четыре части города по названию символизировали земную (воинскую) защиту, а четвертая часть – защиту Небесную. Так в названиях отразилась особенность мышления первостроителей и жителей города, освященного в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Появление учебных заведений в Покровском приходе явилось следствием активных процессов демократизации в русле подготовки крестьянской реформы (1861), когда появилась насущная потребность в создании системы народного образования. В дальнейшем на территории, относящейся к Покровскому храму, в самой близи от него, строится здание приходских училищ города Тамбова имени известного мецената – купца, прихожанина Покровского храма А.И. Толмачева [5]. Во всех этих учебных заведениях, а также в Тамбовской Духовной семинарии, которая была построена с северной стороны от храма Покрова, в первом и втором Духовных училищах состояли преподавателями священники и диаконы Покровского прихода.

Говоря о Покровской церковно-приходской школе, основанной в 1885 г., надо заметить, что она была открыта одной из первых в Тамбове. Эта школа славна именами многих даровитых людей. Три последних настоятеля Покровского прихода – протоиереи Иоанн Новочадов, Иоанн Милованов и  Александр Савостьянов, – являлись главными организаторами этой школы. Школа имела особый статус среди подобных учебных заведений, в ней преподавали самоотверженные педагоги епархии: дочери протоиерея Иоанна Новочадова – Мария Ивановна и Софья Ивановна Новочадовы, регент Покровского храма Константин Петрович Магнитский [6]. Именно эти люди создали известный во всей епархии детский хор, а также были талантливыми организаторами различных учебных и праздничных мероприятий, в том числе и во время канонизации преподобного Серафима Саровского (1903) и канонизации святителя Питирима Тамбовского (1914) [7].

С середины XIX века наблюдается значительный рост города, при этом расширяется и Покровский приход. С 1846 года рядом с Покровской церковью был выстроен новый большой каменный трехпрестольный храм, посвященный празднику Покрова. Возрастая количественно, приход преображался и качественно. Внутри него сформировалась крепкая община, на основе которой в 1908 – 1909 годах было организовано Покровское церковное братство. В него входили многие именитые люди, активные меценаты и благотворители: Нарышкины, Палеологи, купцы – Толмачевы, Аносовы, Яковлевы [8].

Братство проводило благотворительные акции: выдавало беднейшим из прихожан денежные пособия, организовывало благотворительные лекции и концерты. С начала XX века при приходе существовала опекаемая Покровским братством женская богадельня имени госпожи Масловой [9].

К 1903 г. Тамбовским отделом Санкт-Петербургского общества детских развлечений были устроены первые в Тамбове игровые площадки. Одна у Покровского храма в сквере Покровской площади для детей от 1 года до 15 лет, другая на Варваринской площади вблизи женского епархиального училища для детей 15 – 20 лет. Упор делался на атлетические игры, например, «американская лапта». Игры проводились по средам и воскресениям с 4 до 7 или с 5 до 8 ч. вечера под управлением опытных руководителей. Здесь же были сделаны первые попытки создания бесплатного зимнего катка, также проводились бесплатные спектакли и чтения для учащихся, которые состояли из научно-популярной и литературной части [10]. Отрадно видеть, что сегодня неподалеку от Покровского собора вновь возрождены детские площадки и каждый год, как и прежде, зимой со склона берега дети катаются на санках. Сегодня, как и прежде, площадь у Покровского собора является излюбленным местом отдыха для горожан, где теперь устроен красивый сквер с фонтаном и несколькими скульптурными памятниками.

Прихожанами Покровского храма были многие именитые люди не только Тамбовщины, но и всей России. Близ Покровского храма долгое время проживал известный церковный краевед протоиерей Стефан Березнеговский, другой же церковный краевед, протоиерей Георгий Хитров, служил в Покровской церкви, где говорил удивительные проповеди. Бывал здесь и великий русский композитор С.В. Рахманинов. На углу улицы Большой (Советской) и улицы Покровской (Кронштадской) проживали аристократические семейства Нарышкиных и Чичериных, а на улице Лермонтовской, напротив Покровских храмов, жил известный ученый, изобретатель лампочки накаливания Ладыгин.

С начала русско-японской войны (1904) древнему Покровскому храму возвращалось его прежнее назначение: быть символом защиты и покровительства Божией Матери перед лицом надвигающихся опасностей, войн и революций. В 1904 году храм был передан в пользование военного ведомства и в народе стал называться Солдатской церковью, при этом один из престолов храма временно (после ремонта) был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери. С этого времени, вплоть до революции 1917 года, Старо-Пок-ровский храм, а также Покровский приход, для которого оставлен был Ново-Покровский храм, активно участвовали в сборе пожертвований на нужды армии [11].

Революция 1917 года перечеркнула весь прежний ход истории. Особенно безжалостна она была к главному светильнику Отечества – Церкви, которая в глубинах своих духовных сокровищниц веками сохраняла и преумножала традиции и силы всего русского народа. Местью за Антоновское крестьянское восстание со стороны новых властей были не только жестокие репрессии, но и разрушение храмов Тамбовщины. Чудом сохранившаяся, Старо-Покровская церковь стала единственным неразрушенным приходским храмом в Тамбове. Хотя этот храм и был закрыт, как Солдатская церковь, и в течение 35 лет использовался в виде заводского общежития и склада, именно ему, Храму-воину, вновь предстояло возродить к жизни церковное служение на Тамбовской земле. Потребность в церковном служении появилась сразу же с началом Великой Отечественной войны. В 1943 году 13 – 14 октября на праздник Покрова и был открыт Покровский храм. Несмотря на сложную ситуацию, в которой этому храму приходилось существовать в годы советской власти, создавалась приходская община, находились силы, способные сохранить храм от разрушений. Так было, например, в годы хрущевского правления, когда многие церкви подверглись разрушению. Покровский же собор именно в это время, несмотря даже на то, что являлся действующим православным храмом, стараниями многих верующих людей был признан памятником архитектуры республиканского значения [12].

Всегда в наиболее тревожные и важные для государства моменты истории появляются высоко-духовные личности, олицетворяющие созидательное начало эпохи. Такими значимыми личностями, освятившими рубежи 50-летнего кафедрального служения Покровского собора (1943 – 1993), явились архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий, на Тамбовской кафедре 1944 – 1946) и архиепископ Евгений (Ждан, 1987 – †2002).

Именно владыка Лука начал возрождение в годы Великой Отечественной войны Покровского храма и прихода. При нем храм получает статус кафедрального собора. Будучи святителем и хирургом-целителем душ и телес страждущих, владыка Лука стремился вернуть тамбовчанам их утраченные традиции, их историческую память о Великом прошлом. Следуя этому принципу, владыка освящает нижний храм собора в честь преподобного Серафима Саровского – первого всероссийски прославленного Тамбовского святого. При владыке Луке возрождается почитание Тамбовской иконы Божией Матери, собираются образы почитаемых Тамбовских святых и сведения об утраченных святынях Тамбовщины. По благословению архиепископа Луки в Покровском соборе начали работать над созданием великолепных резных иконостасов искусные мастера – Емельян Александрович Сычев и иерей Иоанн Аверин [13].

Новым этапом не только в истории страны, но и Церкви, явились 90-е годы XX века. Это время в Тамбовской епархии обозначено благодатным служением архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, который, продолжая дело владыки Луки, всемерно старался возродить лучшие традиции Тамбовской епархии. Владыкой Евгением вновь были обретены мощи заступника Тамбовской земли – святителя Питирима, которые в забвении долгие годы сохранялись в Тамбовском областном краеведческом музее, а теперь в Покровском соборе были возвращены к почитанию. Здесь мощи святителя Питирима находились пять лет (1988 – 1993).

В рамках подготовки в юбилею 1000-летия Крещения Руси в 1988 году был полностью реконструирован Покровский собор: покрыты росписью стены и сусальным золотом главки собора. В честь новопрославленного Тамбовского святого – святителя Феофана, Затворника Вышенского, – был наречен крестильный храм Покровского собора. Именно здесь, в Покровском соборе, в год 1000-летия Крещения Руси вновь в епархии, почти после векового запрета, появилась первая церковная школа, когда по благословению архиепископа Евгения в помещениях храма стали собираться дети и взрослые по воскресным дням для изучения Закона Божия.

Приезд в Тамбов в 1993 году Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II обозначил завершение кафедрального служения Покровского собора. В это время мощи святителя Питирима, а вместе с тем и статус кафедрального собора были перенесены в Спасо-Преображенский собор, который в своем прежнем качестве был возвращен Тамбовской епархии. За Покровским же собором по благословению Святейшего Патриарха Алексия сохранилось почетное право называться соборным храмом города.

Своеобразным отражением значения Покровского собора в истории Тамбовщины является сегодня и заложенная в 1992 г. традиция ежегодно совершать от Покровского собора праздничный Пасхальный крестный ход по городу. Этот крестный ход является видимым напоминанием того недавнего прошлого, когда из стен Покровского храма пошло возрождение всей Тамбовской епархии. Закономерность совершения городского Пасхального крестного хода из Покровского собора подтверждается и древностью событий, ведь первые крестные ходы в Тамбове, установленные святителем Питиримом, были, видимо, проведены именно к Покровской церкви, престольный праздник которой является праздником рождения города, его сохранения и защиты [14].

Примером особого служения Покровского собора в годы лихолетий и гонений могут являться судьбы многих священнослужителей, которые в этом маленьком почти единственном на всю округу храме продолжили благородное дело своих предков, служа Богу, своему народу и Отечеству. Среди многочисленных имен священнослужителей Покровского собора необходимо вспомнить таких, как протоиерей Николай Степанов (†15.07.2008), протоиерй Иоанн Есенников (†28.03.2008) и протоиерей Борис Жабин. За плечами каждого из них, в той или иной мере, почти пол века священнослужения в Тамбовской епархии. Все они в числе первых пошли учиться в вновь открывшиеся после войны духовные школы и, не побоявшись испытаний, вернулись на свою малую Родину для церковного служения в Покровском соборе. В свою очередь, протоиерей Николай Степанов, будучи долгие годы настоятелем Покровского собора и особенно усердно участвуя в духовном возрождении Тамбовского края в последнее время, продолжил традицию Покровского собора, когда до революции (1917) настоятели и священнослужители этого древнего городского храма являлись активными и талантливыми организаторами и делателями на ниве духовного просвещения. Знаком признания заслуг настоятеля Покровского собора протоиерея Николая Степанова перед городом Тамбовом и его жителями стало присвоение 9 июня 2007 года отцу Николаю звания Почетного гражданина города [15].

Данный факт также свидетельствует, что особый статус Покровского собора, его роль в истории и культуре города Тамбова вновь осознаются общественностью и обретают высокое символическое значение, а значит, вместе с этим, постепенно начинает возвращаться историческая память, свидетельствующая о великом служении Церкви не только на благо отдельного города, но и всей России.

Иерей Виктор Лисюнин,
проректор Тамбовской Духовной семинарии,
кандидат исторических наук
«Под Покровом Божией Матери»


(Из истории Покровского собора города Тамбова
и славных имен его служителей)
«Тамбовские епархиальные ведомости», №12, 2009

1.Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбов. 1918. Вып. 58. С. 148-151.
2.Хитров Г.В., протоиерей. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов. 1861. С. 276.
3.Покровская в г. Тамбове церковно-приходская школа: исторический очерк за 20 лет ее существования / Сост. М.И. Новочадова. Тамбов. 1906. С. 15.
4.Черменский П.Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбов. 1961. С. 30.
5.Тамбовские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1900. № 42. С. 1070.
6.Покровская в г. Тамбове церковно-приходская школа: исторический очерк за 20 лет ее существования / Сост. М.И. Новочадова. Тамбов. 1906. С. 28-30.
7.ТЕВ. 1914. № 7. С. 240-242.
8.ТЕВ. 1913. №7-8. С. 81.
9.Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1913 год. Тамбов. 1913. С. 79.
10.Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Тамбов. 1903. С. 123-124
11.ТЕВ. 1904. № 10. С. 259.
12.Государственный архив Тамбовской области. Ф.Р. 5220. Оп. 1. Д. 164 (960). С. 13.
13.Лисюнин В.Ф. . Тамбов. 2001. С. 83; Лисюнин В.Ф., иерей. Подвиг архипастырского служения на Тамбовской земле святителя-исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) // Тамбовские епархиальные вести. 2008. № 1. С. 34-47.
14.Лисюнин В.Ф. . Тамбов. 2001. С. 10
15.Лисюнин В.Ф., иерей. 50-летие священнослужения настоятеля Покровского собора города Тамбова протоиерея Николая Степанова // Тамбовские епархиальные вести. 2008. № 1. С. 8-9.

Файлы для скачивания: